Если не разговаривать с персоналом уровень тревожности будет только нарастать, обрастая несуществующими «страшными» подробностями. На первых этапах внедрения изменений необходимо приложить максимум усилий для устранения негативных эмоций и формирования атмосферы безопасности. Регулярное информирование о сути, целях, задачах, пользе, успехах вводимого изменения через все возможные коммуникационные каналы: корпоративный портал, газета, доски объявлений, страничка компании в социальной сети, группы в мессенджерах, общие собрания, оперативные совещания и пр.
При этом взаимодействие с персоналом через корпоративные средства массовой информации — это дорога с двусторонним движением. Это дает людям возможность дать обратную связь и надо уметь ее слышать. В книге Джефри Лайкера «Корпоративная культура Toyota» есть хорошая цитата: «Людям все равно, что ты знаешь, пока они не узнают, что тебе не все равно. Если не пожалеть времени, чтобы спросить их об этих проблемах, а потом не пожалеть времени, чтобы сообщить, что ты их услышал, а потом реализовать планы по ликвидации проблем, у них не будет причин не дать вам самое лучшее». О чем эта цитата? О том, что мы можем очень вкусно рассказывать коллегам о том, что мы внедряем систему 5S на предприятии, но, если мы не собираем обратную связь от сотрудников, мы не узнаем, с какими трудностями они сталкиваются. Если мы об этом не знаем, мы не можем им помочь, а значит внедрение необходимого нам инструмента тормозится. И не потому, что персонал саботирует, а потому, что у них нет физической возможности внедрить то, что мы просим. Например, нужно навести порядок, но нет ни швабры, ни ведра, ни тряпки. Не случайно такой инструмент бережливого производства как доска решения проблем рекомендуется внедрять одним из первых. У людей должна быть возможность рассказать о своих проблемах. А наша задача оперативно реагировать на эти сложности и решать их. Тогда персонал видит, что руководство не только требует чего-то оторванного от реальности, но понимает истинное положение дел, помогает и поддерживает. Системно удовлетворяя потребности персонала на низшем базовом уровне, мы даем им возможность подняться выше по ступеням пирамиды Маслоу, туда откуда исходит внутренняя, нематериальная мотивация, что и дает нам в результате повышение вовлеченности и производительности.