В статье не будет обзора этой теории мотивации, и мы не будем обсуждать как понять потребности работника и определить на какой из ступеней пирамиды он сейчас находится. Подробно об этом вы можете прочитать в книге
«Путеводитель по TWI. Все о лучшей в мире системе наставничества и не только».
Здесь я на примерах покажу, как пирамиду Маслоу можно использовать в работе наставника: правильно расставить акценты и нужным образом преподнести информацию, чтобы собеседник вас «услышал», осознал свою выгоду и ценность вашего предложения.
Чтобы заинтересовать наставляемого в обучении конкретной работе, основывайтесь на той потребности, которая выходит у него сейчас на первое место.
Допустим, это потребность в
принадлежности к социальной группе. Скажите что-нибудь вроде: «Знаешь, мы тут все в едином процессе и завязаны друг на друге. Если ты на сборке узла накосячишь, то с этой проблемой придется разбираться Виталику — он как раз следующим этапом после тебя идет. Ему придется за тобой переделывать, и он не уложится в нормативное время, не успеет вовремя объем Сереге отгрузить. Ну и все — снежный ком. В общем, сам понимаешь: допустил дефект — подставил парней». И для данного сотрудника это будет иметь значение, потому что он находится на определенной ступени пирамиды. Если вы этому же человеку скажете: «Хочешь в будущем стать бригадиром — осваивай базовые операции. Та, которую будем изучать сегодня, — одна из них. Пока не будешь чувствовать себя как рыба в воде в основном процессе, ни о каком карьерном росте можно не мечтать. Нельзя управлять коллективом, не разбираясь в тонкостях работы», — сотрудник вас может не «услышать». Для него это не будет выглядеть привлекательным, так как его мотивация и потребности другие. Но вот для человека, стремящегося
к признанию, это будут правильные слова, стимулирующие его к обучению и качественной работе.
Как может выглядеть мотивирующая фраза для человека, находящегося на других ступенях пирамиды?
Что, если это
самореализация? Тогда наставник может увлечь ученика профессиональным развитием и интересными задачами: «То, что мы с тобой сейчас будем отрабатывать в слесарке, может показаться тебе простой и не очень интересной работой, но без этих операций нам не перейти в сборочный цех, где как раз и происходит все волшебство. Там ты уже начнешь непосредственно собирать авиадвигатель. Я тебе все профессиональные секреты расскажу. Там такие тонкости есть… В общем, чем быстрее освоишь эти операции, тем быстрее начнется самое интересное». Этот пример, кстати, примечателен тем, что сделана ставка на любопытство. Так можно привлечь внимание ученика к тем вещам, которые впоследствии обеспечат вам его интерес.
Важный фактор поддержания интереса, особенно на ранних этапах обучения, — уверенность в себе. Когда что-то не получается, вера в себя падает, и мотивация снижается. Если же с самого начала ученик может выполнять свою работу достаточно хорошо, его интерес будет расти. Следовательно, первыми элементами операции должны быть такие, которые ему легче всего понять и эффективно выполнить. Принцип от простого к сложному. Поэтому в грамотно составленном
расписании обучения каждое новое задание подбирается так, чтобы соответствовать возможностям ученика.
Вообще, правильно выстроенное
обучение в соответствии технологией TWI уже само по себе обеспечивает вам мотивацию ученика. Обучение ему будет даваться легко, а значит, будет появляться уверенность в своих способностях и интерес к дальнейшему изучению операции. Важно при этом обращать внимание на признаки усталости у ученика. В этом случае сделайте перерыв или переключите наставляемого на какое-то время на другую задачу. Люди теряют интерес к работе в том числе из-за переутомления. Они сами могут и не осознавать, по какой причине им стало неинтересно, но это в том числе задача наставника — следить за состоянием ученика и предпринимать необходимые действия для того, чтобы оно оставалось ресурсным.
Еще можно заинтересовать глобальными результатами работы: «Сегодня будем варить корпус газового котла. Кстати, знаешь, куда он потом отправится? Вон на соседнем участке монтируют модульную котельную. Этот котел для нее. Через полтора месяца она уедет в Ханты-Мансийск, будет отапливать детский садик. В Ханты-Мансийске зимой до минус 50 бывает. А благодаря в том числе и нам с тобой дети будут играть в тепле».
Еще пример: «Если неплотно здесь затянуть, впоследствии, при использовании уже готового изделия, может произойти короткое замыкание и пожар. Поэтому всегда надо помнить, что от того, насколько корректно мы выполняем эту, казалось бы, простую операцию, зависят ни много ни мало жизнь и здоровье людей». В данном случае апеллируем к ответственности сотрудника, а это тоже ступень самореализации.
Интересный пример мне попался в одной из англоязычных книг по TWI. «Я знаю, что ты любишь Формулу-1, — сказал наставник. — Сегодня мы будем делать лампочки для автодрома к ночному Гран-при в Сингапуре». После этих слов ученик стал воспринимать работу совсем по-другому. Он производил не просто лампочки, а лампочки для Формулы-1!