Управление проектной командой: тренды и лайфхаки

Автор статьи: Наталия Александрова
Кто-то со мной не согласится, но я уверена, что все новое – это хорошо забытое старое. Уж простите за стереотип. Даже, скорее не забытое, а неправильно используемое. Мы находимся в постоянном поиске «волшебных таблеток», будучи уверенными, что все испробовали и это не работает. Однако, весь секрет в корректном применении существующих технологий.

Курт Левин предложил свою модель организационных изменений еще в начале ХХ века. В то время не было таких понятий как «проект по оптимизации процессов» или «проектная команда». И да, изменения не происходили с такой скоростью как сейчас. Но суть их успешного внедрения осталась прежней:
  • сначала необходимо намерение, желание перемен
  • затем действия, приводящие к изменению поведения
  • и, наконец, закрепление нового поведения в качестве нормы
Формируя проектную команду, вы в первую очередь задумываетесь о навыках участников, необходимых для выполнения задачи, упуская из виду «намерение». Есть иллюзия, что всем и так понятна необходимость перемен. Вы собираете команду, объявляете им «чудесную» новость о начале проекта и ждете, что они с энтузиазмом возьмутся за работу. На деле же сталкиваетесь с сомнениями, возражениями и даже отказами участвовать в проекте.

Как вода в реке скована толстой коркой льда, так и человек скован старыми шаблонами и привычкой к своей зоне комфорта. Поэтому 1 этапом работы с проектной командой, согласно модели Курта Левина, будет «Разморозка».
  1. «Разморозка» старых устоявшихся принципов работы
Необходимость, без которой не начать процесс перемен. Вы, как человек, запускающий проект, уже видите красивую картинку будущего и вам хочется скорее к ней прийти. Но посмотрите на ситуацию глазами людей, которых вы определили в проектную команду и руками которых вы планируете достичь желаемого результата. Перед их мысленным взором сейчас вовсе не «прекрасное далеко», а масса новых проблем и сложностей, которые лягут на их плечи.
Зачем это? Как это все делать? Когда это делать?
Люди испытывают тревогу, страх, настороженность и растерянность. Эти эмоции являются тормозом проекта. Ваша задача как руководителя – перевести их в те эмоции, которые помогут: принятие, доверие, интерес, радость.
И здесь вам на помощь придет еще одна модель. Тоже, кстати, не новая. Модель EASIER была предложена в середине ХХ века профессором Ноттингемской бизнес-школы (Великобритания) Дэвидом Хасси. Английское слово «easier» переводится как сравнительная степень слова «легко» - «легче». Соответственно, модель EASIER поможет сделать процесс организационных изменений более лёгким.
E (envisioning) – Видение. Создание привлекательного образа будущего результата.
A (activation) – Активация. Тот факт, что вы отобрали каких-то людей для реализации проекта, еще не делает их командой. Люди должны захотеть принимать участие в проекте и вместе двигаться к цели.
Не транслируйте собственные идеи, а вовлекайте в решение задачи. Сотрудникам нужно время, чтобы осознать и принять, поверить и увлечься. Чтобы родилось намерение на изменения.
  • Презентуйте команде часть информации, озвучьте существующую проблему и вместе начните поиск решений через фасилитационную или стратегическую сессию. Из разных вариантов вы в том числе выйдете на идею проекта. Отношение к нему будет уже другое. Ведь это уже не вы пришли и поставили перед фактом: запускаем проект. А они сами предложили.
  • В неформальной обстановке обсудите свою идею с потенциальными участниками проектной команды, «прощупайте почву», заранее подготовьтесь к возможным возражениям.
  • Проведите общее собрание, официально презентуйте идею проекта. Сформируйте для участников команды образ будущего результата, определите цели и задачи. Произнесите мотивационную речь, «зажгите» участников идеей нового проекта! Иными словами, «продайте» им эту идею.
Построить свое выступление рекомендую в соответствии с алгоритмом AIDA.

Это модель потребительского поведения, описывающая последовательность событий, ведущих к принятию решения о покупке. Американец Элмер Левинсон придумал ее
в далеком 1896 году и использовал для продажи своего рекламного агентства в Филадельфии. До сих пор алгоритм работает, помогая перевести собеседника в нужную эмоцию. Подробнее о нем, мы, вероятно, поговорим в другой раз.
Кстати, на общее собрание, по возможности, пригласите собственника или представителя ТОП-менеджмента компании, чтобы заручиться его поддержкой и придать вес проекту.

  • Персонально пообщайтесь с каждым участником проектной команды. Убедитесь, что уровень их поддержки и принятия проекта достаточно высокий. Снимите оставшиеся сомнения, подключите индивидуальные мотиваторы. Дайте человеку возможность увидеть его личную выгоду. Для каждого это будет своя история:
  • кому-то показать, что его власти ничего не угрожает
  • кого-то наделить более статусной ролью внутреннего эксперта проекта
  • кому-то с помощью проекта продать идею сплочения коллектива и повышения командного взаимодействия при выстраивании системной слаженной работы
  • кому-то показать, что проект, наоборот, даст защиту от рисков, которых человек опасается
  • кому-то профессиональный рост
  • кому-то похвалу и одобрение и т.д.
Все будет зависеть от индивидуальных потребностей и ценностей человека.

2) Движение

Вы достаточно «разморозили», чтобы начать двигаться: генерировать идеи и тестировать гипотезы. Согласно модели EASIER наступает этап «Поддержки».
S (supporting) – Поддержка. Поддержите вашу проектную команду: ресурсно, эмоционально, морально. Они вкладывают свое время и энергию, но что-то обязательно пойдет не так, возникнут непредвиденные сложности, что-то будет не получаться. Задача руководителя проекта провести команду через переходный период. Обеспечьте им обещанную безопасность и помощь уже не на словах, а на деле.
  • Проводите обучение необходимым инструментам под задачу. На прошлом этапе вы сформировали у людей желание двигаться, но им нужны новые знания и навыки: как эти изменения осуществлять. Предоставьте обучение, менторинг, консультации. Желание, которое не находит выхода – гаснет. Мотивация имеет склонность меняться и угасать. «Подогревайте» ее, чтобы не упустить команду.
  • Создайте условия для внедрения, обеспечьте необходимыми ресурсами. Если команде постоянно приходится бороться за движение вперед, то возникает вопрос: «Зачем тратить энергию на проект, который никому не нужен?».
  • Поработайте над внутрикорпоративным PR проекта. Распространяйте идею изменений и пропагандируйте новую концепцию будущего. Визуализируйте результаты и положительную динамику.
  • Празднуйте быстрые победы.
  • Отмечайте заслуги команды и высказывайте им благодарность.

3) Заморозка

Стандартизация и закрепление новых принципов работы.
Здесь уже проще. Проект встал на рельсы. Согласно модели EASIER это этапы:
I (implementing) – Внедрение. Осуществляйте методичные действия, согласно дорожной карте проекта.
E (ensuring) – Обеспечение. Контролируйте и отслеживайте процесс.
R (recognizing) – Признание. Благодарите участников команды за достигнутые результаты.
Так, правильно используя уже не новые методики, вы дадите возможность команде получить удовольствие не только от полученного результата, но и от процесса.

Автор статьи: Наталия Александрова
Эксперт по корпоративному развитию персонала
Сертифицированный фасилитатор, командный коуч, TWI эксперт, лин-эксперт.

С 2013 года консультирует предприятия по вопросам оценки и мотивации персонала, создания систем адаптации и обучения персонала, повышения уровня вовлеченности, оптимизации процессов.

Автор и ведущая программ обучения в области управления персоналом, командообразования и системы наставничества в оффлайн и онлайн форматах. Провела более 150 тренингов и семинаров.

Наталия реализовала более 50 проектов в области управления человеческими ресурсами, оценки персонала (soft skills и hard skills), подбора и адаптации сотрудников, обучения персонала, разработки систем мотивации, создания корпоративной культуры и оптимизации бизнес-процессов.