ТОП-12 инструментов бережливого производства

Дата публикации: 04.12.2024
Не важно сколько ресурсов у вас есть
Смысл существования любого бизнеса в том, чтобы заработать. Применение lean-технологий – это способ увеличения прибыли компании через повышение ее эффективности.

В GTeams мы применяем процессный подход - важно учесть все возможные факторы и их влияние друг на друга. Каждая компания находится на своем витке развития. Нужны инструменты, которые принесут пользу сейчас и будут трамплином для следующего шага.

Необходимость использования тех или иных инструментов бережливого производства мы рассматриваем через призму трех категорий: цели – система - люди.

Цели — это то, К ЧЕМУ компания хочет прийти, желаемый результат.

Система — это категория, от которой зависит КАК предприятие придет к нужному результату: выстроенные определенным образом процессы, кроссфункциональные коммуникации, сложившиеся традиции, имеющиеся в наличии ресурсы и принципы их использования.

Люди — те, КТО это сделает, персонал организации. Важны soft и hard компетенции сотрудников, их ресурсное состояние, уровень мотивации и вовлеченности.

Мы подобрали ключевые, на наш взгляд, инструменты в каждой из категорий, которые помогут вам оптимизировать свое производство.

Цели

SMART-критерии постановки цели.

Цель должна быть:

  • конкретная (S — specific),
  • измеримая (M — measurable),
  • достижимая (A — achievable),
  • значимая (R — relevant),
  • определенная во времени (T — time-bound).
Иногда к SMART добавляют еще две буквы, подразумевающие, что в идеале цель еще должна быть вдохновляющая (E — exciting) и записанная (R — recorded).

SMART-критерии помогают зафиксировать образ будущего результата, синхронизировать его понимание всеми сотрудниками и на входе устранить потери от неправильной постановки цели.
Критерии постановки цели по SMARTER

Декомпозиция целей

Исходные, стратегические цели верхнего уровня декомпозируются на уровень подразделений, и далее распределяются в виде показателей эффективности на сотрудников.

Синергетический эффект достижения цели будет достигнут в том случае, когда каждый сотрудник осознает свой вклад, знает, что конкретно он должен для этого сделать и как может на это повлиять.
Инфографика: компания, подразделение, сотрудник
Паспорт проекта
Паспорт проекта является базовым и главным документом проекта, как паспорт человека. Он прорабатывается командой на старте проекта, утверждается Заказчиком проекта, в него могут вноситься изменения. По этому документу команда сверяет действия и решения на каждом этапе.

В нем указана тема проекта, обоснование выбранного направления для улучшения, Заказчик и состав проектной команды. Также в документе фиксируются текущие и целевые показатели процесса, границы проекта, риски и метрики критичные для качества. Паспорт проекта помогает описать проект и рассчитать предполагаемый экономический или социальный эффект от его реализации. Есть смысл тратить ресурсы компании и время команды на проект, который тщательно проработан на старте.

Скачать шаблон паспорта проекта и инструкцию к нему можно здесь.
Шаблон паспорта проекта
Шаблон заполнения паспорта проекта

Система

Технология DMAIC
Пошаговый алгоритм ведения проектов по совершенствованию деятельности. DMAIC – это аббревиатура от заглавных букв английских названий этих этапов: определение, измерение, анализ, совершенствование и контроль. DMAIC-проект позволяет последовательно решать проблемы, совершенствовать процессы от определения сути проблемы до реализации лучших решений по совершенствованию.

DMAIC-проект лучше всего подходит для реализации проектов по улучшению, когда в процессе есть проблемы, но их причина неизвестна и/или в проекте необходимо участие сотрудников из разных подразделений. А сам процесс является повторяющимся.
Этапы проекта по технологии DMAIC
Диаграмма Парето
Один из самых простых и доступных инструментов для анализа данных. В основе принцип Парето: 20% усилий дают 80% результата. Мы живем в условиях ограниченных ресурсов. Диаграмма Парето помогает расставить приоритеты и сконцентрировать усилия на главном: над оптимизацией какого процесса или над решением какой проблемы сейчас необходимо поработать.

Этот инструмент команда применяет на протяжении всего жизненного цикла проекта. При подведении итогов проекта и расчете экономического эффекта диаграмма позволяет оценить объем изменений.
Пример использования диаграммы Парето
Пример использования диаграммы Парето
ABC-анализ
Инструмент, в основе которого также лежит принцип Парето и который помогает классифицировать товары/продукцию/услуги и ресурсы компании для определения приоритетной группы при выборе направления для улучшений и выбора потока для картирования.

Скачать памятку по внедрению АВС-анализа можно здесь.
Распределение по группам в ABC-анализе
Картирование
Картирование основной инструмент, позволяющий увидеть процесс «как он есть», выявить и устранить потери. Они часто лежат на поверхности процесса, но при этом их совсем не просто разглядеть. Ведь мы находимся внутри процесса, мы слишком привыкли к нему и не замечаем того, что теряем время, а часто и другие ресурсы. Картирование помогает нам сделать шаг в сторону и посмотреть на процесс как будто со стороны. Карта потока дает возможность окинуть его взглядом «сверху», целиком и осознать, какой наш процесс на самом деле. Ведь то, как дела обстоят в реальности, очень сильно отличается от того, как мы это себе представляем.

Картирование - универсальный инструмент, который можно применить в любой сфере деятельности: и на производстве, и в офисе.
Картирование процесса
Диаграмма Спагетти
Еще один инструмент анализа, с помощью которого можно погрузиться в детали процесса и досконально их изучить изнутри.

Диаграмма Спагетти позволяет отобразить физическое перемещение работника, продукта, транспорта, инструментов или сырья по предприятию. Иначе говоря, это схематичное изображение перемещений анализируемого нами объекта или субъекта по потоку.

Давно ни для кого не секрет, с чем связано такое необычное название: после нанесения линий перемещений диаграмма зачастую выглядит, как тарелка со спагетти.

Благодаря анализу диаграммы мы можем рационально разместить оборудование, рабочие и складские зоны, парковки погрузо-разгрузочной техники, уменьшить использование грузоподъемного оборудования. Такие решения дают ощутимый результат – компания сокращает время простоев, трудозатраты сотрудников в процессе и уменьшает затраты на транспортировку.
Описание инструмента Диаграмма Спагетти
5 ПОЧЕМУ?
Инструмент решения проблемы через поиск ее первопричины. Одна и та же первопричина порождает целое семейство проблем. Проблемы лежат на поверхности, а причина скрыта от нас и требуется потратить время и усилия, чтобы ее найти и устранить.

Название метода – «5 Почему?» происходит из-за названия вопроса и количества вопросов, которое требуется последовательно задать несоответствию или проблеме, чтобы определить коренную причину. Почему именно 5 раз следует задавать вопрос? Это усредненное количество. Как правило, цепочка из пяти вопросов и ответов и приводит нас к искомой причине. Хотя на практике для поиска причин в конкретном случае может потребоваться меньшее или большее количество вопросов.
описание инструмента 5 почему?
Диаграмма Исикавы
Другие ее названия: причинно-следственная диаграмма и «рыбья кость». Она поможет в поиске первопричин и решений более сложных проблем. Диаграмма носит название своего создателя – профессора Токийского университета Каору Исикава.

Диаграмма Исикавы помогает сгруппировать источники проблем по 6 факторам:

  • Material - материал,
  • Measure - средства измерения,
  • Method – метод выполнения работы,
  • Machine - оборудование,
  • Mother nature - окружающая среда, пространство.
  • Рeople - люди.
При построении причинно-следственной диаграммы в голове «рыбы» записывают проблему – следствие, затем проблеме задают последовательно «5 Почему?», а ответы – причины фиксируют на «косточках».
Одна и та же первопричина порождает семейство проблем. Задача проектной команды - найти и устранить ее.
Описание диаграммы Исикавы

Человек

TWI – четырехшаговый алгоритм обучения на рабочем месте
Лучшая из существующих в мире систем наставничества на сегодняшний день. Позволяет быстро научить сотрудника выполнять какую-либо практическую работу качественно, осознанно, безопасно и в нужном темпе. Она состоит из двух блоков: подготовка к обучению и, собственно, сам 4-шаговый алгоритм проведения обучения.

Подробнее про технологию TWI здесь

Двухсторонняя карточка по TWI
Матрица компетенций
Инструмент, позволяющий визуализировать навыки сотрудников. Наглядность в свою очередь облегчает распределение задач между работниками и ротацию персонала. Таблица содержит ФИО сотрудников, работающих в вашем подразделении, и перечень выполняемых в нем операций. Графический элемент, находящийся на пересечении и закрашенный определенным образом, отображает способность выполнения каждым сотрудником той или иной операции.
Пример матрицы компетенций
Как понять какой именно из упомянутых нами блоков цели – система – человек требует к себе внимания?
Вы можете воспользоваться нашим бесплатным экспресс-тестом. Он поможет определить направления для улучшения и необходимые для этого инструменты, которые, безусловно, не ограничиваются теми, которые мы перечислили в этой статье.

В зависимости от полученных результатов, вы найдете рекомендации нашего эксперта Анны Брюхановой по применению инструментов для улучшения работы вашей компании.

Пройти самодиагностику можно здесь.

Автор статьи: Наталия Александрова
Эксперт по корпоративному развитию персонала
Сертифицированный фасилитатор, командный коуч, TWI эксперт, лин-эксперт.

С 2013 года консультирует предприятия по вопросам оценки и мотивации персонала, создания систем адаптации и обучения персонала, повышения уровня вовлеченности, оптимизации процессов.

Автор и ведущая программ обучения в области управления персоналом, командообразования и системы наставничества в оффлайн и онлайн форматах. Провела более 150 тренингов и семинаров.

Наталия реализовала более 50 проектов в области управления человеческими ресурсами, оценки персонала (soft skills и hard skills), подбора и адаптации сотрудников, обучения персонала, разработки систем мотивации, создания корпоративной культуры и оптимизации бизнес-процессов.
Автор статьи: Анна Брюханова
Эксперт по проектной деятельности

Эксперт, руководитель проектов по развитию и совершенствованию производственных систем, повышению организационной эффективности компаний.

Обладает многогранным 20-летним опытом производственной и проектной деятельности: отработала производственную цепочку производство-проектирование-строительство для нефтегазовой отрасли от инженера до топ-менеджера.

Автор и ведущая тренингов в онлайн и офлайн форматах в области проектного управления. К числу авторских программ относятся: «Повышение производительности», «Управление проектом улучшений», «Подготовка и презентация проекта стейкхолдерам», «Презентация: эффективные коммуникации», автор практического тренинга «Эффективные инструменты для решения проблем».